Юстировка коромысла

Коромысло, отъединенное от весов, юстируют на специальном станке.

Этот станок состоит из стоек и верхней балки, на которой установлены стойка со стальными закаленными подушками для опорной призмы коромысла поверяемых весов и стойка для неподвижного указателя равновесия.

Высоту стойки можно регулировать при помощи винтового устройства, а положение стойки регулируется и по высоте, и по длине, при помощи устройств и, в соответствии с размерами поверяемого коромысла.

Установив коромысло, а подушки в стойке станка, его приводят в горизонтальное положение, а указатель равновесия на станке закрепляют соответственно указателю равновесия коромысла.

Затем устанавливают большой и малый грузы на коромысле на нулевые отметки шкал, приводят весы в равновесие с помощью регулятора тары и проверяют устойчивость коромысла. Для этого отклоняют коромысло сначала вверх, а потом вниз до упора и наблюдают за его колебаниями, которые должны быть плавными и постепенно затухающими.

После нескольких колебаний коромысло должно прийти в равновесие. Если коромысло не пришло в равновесие, то при снятии с поддона допуска, указанного выше, или при наложении на поддон второго такого же допуска коромысло должно прийти в равновесие или отклониться в противоположную сторону.

Проверив устойчивость коромысла на нулевой отметке, на поддон помещают образцовые гири.

Приведя коромысло весов в равновесие, определяют их подвижность, снимая с поддона указанный выше допуск или добавляя на поддон второй такой же допуск. При этом подвижный указатель равновесия должен отклониться от неподвижного.

Если подвижность окажется недостаточной, то ее следует увеличить, поднимая регулятор тары вверх. Если же этого окажется недостаточно, то следует установить регулятор тары в среднее положение и заменить одну из призм коромысла на более высокую.

При этом следует избегать излишнего увеличения подвижности, при котором коромысло приходит в безразличное равновесие.

В некоторых конструкциях весов, специально для проверки коромысла, отсоединенного от весов, в хвостовик заделана вспомогательная призма, на которую подвешивается поддон, и тогда поддон может быть легче, а количество образцовых гирь меньше.

При нагрузке, соответствующей значениям основной шкалы, проверяется правильность дополнительной шкалы, для чего малый передвижной груз устанавливается на последнее деление шкалы, а на поддон помещается соответствующее количество образцовых гирь.

Юстировка циферблатного указателя с промежуточным механизмом проводится методами. На серьгу грузоприемной призмы промежуточного механизма подвешивают поддон и тарируют указатель на нулевой отметке. На поддон помещают гири в количестве, необходимом для уравновешивания первой ступени взвешивания, и определяют цену наименьшего деления шкалы циферблата путем деления массы гирь на поддоне на число отметок шкалы

Непостоянство положения равновесия ненагруженного механизма определяют трехкратным арретированием рычага промежуточного механизма с одновременным относительным смещением призм рычагов вдоль подушек. Изменение первоначального положения равновесия должно быть не более, наименьшего деления шкалы циферблата.

Каждую ступень взвешиваний поверяют не менее чем в десяти равномерно расположенных точках, включая первую и последнюю точки, определяя совпадение нулевого положения при переходе на каждую последующую ступень взвешиваний.

Если погрешности показаний выходят из указанных пределов, необходимо прежде всего проверить качество изготовления и сборки промежуточного механизма, заменить дефектные детали, устранить зазоры между призмами и ограничивающими их деталями и наклоны серег и тяг. После этого снова поверяют и при необходимости регулируют циферблатный указатель методом, описанным выше.

Юстировка собранных весов. После юстировки коромысла или циферблатного указателя юстируют собранные весы следующим образом: ) проверяют правильность сборки весов; ) уравновешивают весы и проверяют плавность колебаний коромысла или хода стрелки циферблатного указателя; неплавные колебания указывают на то, что между подвижными и неподвижными деталями имеются вредные трения; ) сдвигают при помощи лома платформу сначала с одного угла, а затем с другого угла, каждый раз проверяя постоянство сохранения тары. В случае изменения показаний ликвидируют причины, вызывающие изменение показаний. Чаще всего изменение показаний происходит от неправильной установки струнок, ограничивающих платформу от сдвига. Это легко устранить путем. изменения длины соответствующих струнок.

Более серьезным дефектом являются зазоры между опорными призмами рычагов и ограничивающими их деталями (щечками), а также зазоры между грузоприемными призмами рычагов и серьгами, на которые опирается платформа.

Излишние зазоры устраняют при ремонте рычажной системы, но иногда они выявляются только при юстировке, и тогда приходится вновь поднимать платформу и устранять зазоры путем передвижения стоек или даже замены призм и подушек; юстируют весы при нагрузке, равной 5% предельной.

При юстировке следует добиваться того, чтобы погрешности плеч рычагов имели одинаковый знак «плюс» или «минус», так как эту погрешность можно ликвидировать, сдвигая каретки с концевыми призмами (если они имеются) или путем изменения плеча нагрузки на коромысле.