Монорельсовые и крановые весы

На многих предприятиях грузы транспортируют с помощью тележек, передвигающихся по монорельсу, прикрепленному к перекрытию или к стене. Для взвешивания таких грузов применяют монорельсовые весы. Грузоприемным устройством является отрезок монорельса, по которому транспортируют с помощью цепного конвейера тележки с грузом. Этот отрезок при помощи траверс и подвешен к рычагам я рычажной системы весов. Усилие от рычагов и передается при помощи поперечного рычага, регулируемой тяги и обратного рычага на промежуточный механизм указательного устройства. Тележки с грузом можно взвешивать как в статическом состоянии (с остановкой тележки на весах), так и в динамическом, т. е. при движении тележки.

В последнем случае цикл взвешивания должен быть выполнен за время прохождения тележки через отрезок монорельса. При таком методе взвешивания обычное указательное устройство не может обеспечить средней точности взвешивания (с отклонением 5 %) из-за ряда помех (динамики привода конвейера, двигающего тележку, раскачивания груза, неровности монорельса и т. д.).

Необходимость взвешивания грузов, транспортируемых кранами, появилась в конце прошлого века, в связи с чем были созданы крановые рычажные весы со шкальным указательным устройством.

Рычажная система этих весов состояла из двух рычагов, соединенных с коромыслом, на котором были нанесены основная и дополнительная шкалы.

Механизм весов заключался в прочный металлический корпус со скобой для подвешивания к крюку крана.

Для того чтобы взвешивать на этих весах, весовщик должен был перемещаться вместе с крюком крана.

Деформация пружин, пропорциональная величине нагрузки, вызывает перемещение толкателя, установленного на стержне.

Толкатель воздействует на подушку передаточного рычага, передающего движение планке и далее сектору, на котором закреплена зубчатая рейка. Она находится в зацеплении с шестерней, на оси которой установлена указательная стрелка, перемещающаяся по круговой шкале.

Имеющиеся в зацеплении зазоры устраняются прижатием зубчатой рейки к зубчатому колесу под действием цилиндрической пружины. Между тарельчатыми пружинами установлена шайба, ограничивающая при возможных перегрузках весов деформацию пружин.

Для защиты передаточного механизма весов от толчков и ударов, которые неизбежно возникают в процессе эксплуатации весов при резком подъеме груза краном или сбрасывании нагрузки, толкатель своим продольным пазом установлен на закрепленный в тяге винт, являющийся для толкателя осью. Толкатель прижимается к винту с помощью двух жестких симметрично расположенных пружин и при работе весов перемещается вместе с тягой. При резком рывке на тяге передаточный механизм с толкателем в силу инерции как бы остается на месте, а винт перемещается по пазу толкателя винта вместе с тягой; при этом деформация пружин соответствует величине перемещения. Таким образом, пружины через толкатель действуют на механизм и плавно его перемещают. При снятии нагрузки тяга с толкателем перемещается вверх; при этом толкатель отрывается от подушки, а передаточный механизм под действием пружины сектора перемещается в новое положение, следуя за толкателем.

Корпус весов представляет собой литую коробчатую конструкцию из чугуна, подвешиваемую к крюку крана с помощью проушины.

Как квадрантные, так и пружинные весы позволяют весовщику наблюдать показания весов со стороны, не приближаясь к опасной зоне действия крана, но требуют очень острого зрения для правильного считывания показаний весов.

По этой причине в большинстве случаев механические крановые весы заменяются электромеханическими.

Здесь к одному из блоков, по которым перемещается канат, идущий от лебедки к грейферу, прикрепляется электро-тензометрический датчик, который под воздействием приложенной к нему силы выдает электрический сигнал, пропорциональный величине приложенной нагрузки.

Этот сигнал усиливается усилителем и передается на отсчетное устройство, установленное в кабине крановщика.