Предельные отклонения измерительного межцентрового расстояния

Отклонения измерительного межцентрового расстояния (Да) от номинального значения сопоставляют с отклонениями, нормированными соответствующими стандартами.

Промышленность выпускает несколько моделей межцентромеров, но для контроля зубчатых колес сельскохозяйственных машин больше всего подходит прибор КДП-300 (МИЗ). Этот прибор предназначен для определения отклонений и колебания измерительного межцентрового расстояния у цилиндрических (насадных и валковых), конических и червячных пар.

Такие межцентромеры могут быть как с самописцем, так и без него. Межцентромер характеризуется следующими техническими данными:

При проверке цилиндрических насадных колес расстояние между центрами оправок 50-300 мм, модуль 1-10 мм;

При проверке цилиндрических валковых колес наибольший диаметр 185 мм, длина колеса 100-300 мм;

При проверке конических колес расстояние от оси оправки до базового торца втулки на измерительной каретке 45-175 мм, расстояние от оси втулки на измерительной каретке до базового торца кронштейна для колес 25-275 мм.

Прибор имеет станину, по направляющим которой могут перемещаться два суппорта. Суппорт может перемещаться вдоль всей станины при помощи ходового винта, приводимого в движение маховичком И. Для стопорения суппорта в нужном положении служит рукоятка. У суппорта перемещение ограничено 4 – 5 мм. Для большей подвижности суппорт монтируется на шариках. Жесткий суппорт устанавливают в требуемом положении по шкале линейки и нониусной шкале.

Жесткий суппорт

Под действием пружины суппорт все время поджимается к суппорту; это заставляет измерительное колесо входить в двухпрофильное зацепление с проверяемым колесом. Оба суппорта в верхней части имеют конусные отверстия для оправок, на которые надевают в процессе измерения зубчатые колеса. Индикатор, закрепленный в державке, регистрирует отклонения и колебание измерительного межцентрового расстояния при проворачивании колес. Суппорт с помощью ограничителя хода устанавливают в строго фиксированном положении.

Для проверки валковых зубчатых колес к прибору прикладывается вертикальный кронштейн с верхним подвижным центром. Нижний центр входит в гнездо каретки. Для проверки конических зубчатых колес прибор снабжен вторым кронштейном, устанавливаемым также на суппорте. Кронштейн имеет вертикальную каретку, которую перемещают маховичком. Для микрометрической подачи каретки по высоте служит винт. Переключение с грубой передачи на микрометрическую выполняют гайкой переключателя. Установку по высоте производят по шкале линейкии нониусной шкале, а фиксацию – рукояткой стопора. Точную установку осуществляют по блоку концевых мер, закладываемых между винтом и площадкой. В конусное отверстие каретки вставляют оправку для проверки конических колес. Некоторые модели межцентромеров снабжены самописцем, прикрепляемым к станине кронштейном. При перемещении суппорта его движение передается наконечнику самописца и через систему рычагов – перу. Перо вычерчивает на бумаге вращающегося барабана ломаную линию.

Проверка валковых зубчатых колес

Вся система приводится в движение одновременно с обкаткой проверяемого зубчатого колеса. Движение на барабан передается гибкой связью и фрикционными дисками. На оправке суппорта смонтирован шкив. С этим шкивом ременной передачей связан шкив, который через резиновый ободок, укрепленный на горизонтальной оправке, передает вращение барабану. Для натяжения ремня служит ролик. Скорость вращения барабана самописца регулируют сидящим на одной оси с ним диском. Передвигая этот диск вдоль оправки, можно ускорить или замедлить вращение барабана и тем самым изменить масштаб записываемой диаграммы.

Порядок настройки прибора для измерения насадных и валковых колес. 1. Производят предварительную установку подвижного суппорта. Для этого суппорт отодвигают маховичком, а суппорт располагают так, чтобы в процессе измерения он имел возвратно-поступательное движение (маховичок поворачивают так, чтобы штрих, имеющийся на рукоятке, занял крайнее нижнее положение).

2. Измерительный стержень индикатора приводят в контакт с винтом ограничителя. Стрелка индикатора должна сделать 1-2 оборота. После этого винт 2 ограничителя закрепляют контргайкой, а стрелу индикатора устанавливают на нуль.

Дальнейшая методика настройки прибора зависит от того, какой элемент колеса подлежит контролю.

Если требуется определить предельные отклонения измерительного межцентрового расстояния (Два и Дна), дальнейшую настройку ведут так.

1. Суппорт устанавливают маховичком по шкале линейки на размер, равный значению измерительного межцентрового расстояния, рассчитанного по одной.

Измерительный стержень индикатора

В этом положении суппорт стопорят рукояткой. Такая установка суппорта соответствует контролю колес 7-11 степеней точности. Для контроля колес 5-7 степеней точности расстояние между центрами оправок устанавливают по блоку концевых мер.

Отводят суппорт 5 маховичком в крайнее левое положение, ставят измерительное колесо на его оправку, а на оправку суппорта 8 – проверяемое колесо. После этого суппорт возвращают в исходное положение, а находящийся в зацеплении зуб проверяемого колеса отмечают карандашом.

Производят измерение. Плавно проворачивают проверяемое колесо и следят за показанием индикатора. Наибольшие отклонения в показании индикатора должны быть меньше или равны табличным значениям Два, а наименьшие отклонения табличным значениям Дна. По полученным данным можно установить и класс точности колеса. Эти показатели с некоторым допущением можно использовать для оценки комплексной погрешности.

Если необходимо определить предельные колебания измерительного межцентрового расстояния в пределах полного оборота колеса (Д0а) или колебания этого параметра на одном зубе (Да), то настройку выполняют следующим образом.

1. Устанавливают на оправку подвижного суппорта измерительное колесо, а на оправку суппорта 8 – колесо, подлежащее измерению.

2. Передвигая суппорт маховичком, вводят проверяемое колесо в плотное зацепление с измерительным до момента, когда подвижный суппорт передвинется влево примерно на 1 мм. В этом положении суппорт фиксируют рукояткой.

Колесо, подлежащее измерению

Производят измерение. Поворачивая рукой проверяемое колесо и обкатывая его относительно измеряемого, следят за показаниями индикатора. Предельное колебание измерительного межцентрового расстояния за оборот колеса равно сумме абсолютных величин раз-движения и сдвижения осей. Сопоставляют показание прибора с табличными данными ГОСТ 1643-. Наибольшее отклонение при переходе от зуба к зубу будет равноба. При измерении валковых колес на суппорте монтируют кронштейн. Валковое колесо располагают в центре кронштейна. Методика установки и измерения аналогична описанной выше.

Порядок настройки прибора для измерения конических колес. 1. На суппорт устанавливают кронштейн для измерения конических колес и в его отверстие вставляют оправку.

2. Подвижный суппорт перемещают маховичком в среднее положение (штрих маховичка должен быть внизу). В этом положении индикатору дают необходимый натяг (1-2 оборота).

3. Суппорт отводят маховичком в сторону и на втулку подвижного суппорта надевают измерительное колесо. В этом положении колесо закрепляют гайкой, а на оправку надевают проверяемое колесо.

У колес, изготовляемых по 7- 11 степеням точности, контролю подлежат следующие элементы: накопленная погрешность окружного шага Ah, колебание длины общей нормали, радиальное биение зубчатого венца еа и колебание измерительного межцентрового расстояния за оборот колеса А0а.