Межцентромер

Имеется несколько приборов для контроля колес в однопрофильном зацеплении, но ни один из них в сельскохозяйственном производстве не используется. Такие приборы дороги и предназначены для контроля колес не ниже 6 степени точности. Сложность проверки комплексной погрешности в однопрофильном зацеплении заставляет применять более простые и достаточно отработанные приборы в двухпрофильном зацеплении – межцентромеры.

Изменение межцентрового расстояния в процессе обкатки проверяемого колеса вызывается комплексными погрешностями. Проверка в двухпрофильном зацеплении не выявляет полностью кинематической погрешности колеса, но позволяет косвенно получить достаточные данные для оценки этой погрешности.

Так, например, предельные отклонения измерительного межцентрового расстояния Два и Аиа характеризуют смещение исходного контура и косвенно толщину зуба. Эти же отклонения связаны и с погрешностью направления зуба АВ0. Колебания межцентрового расстояния за оборот колеса боа дает возможность судить об отклонениях шага, а также о радиальном биении зубчатого венца. Колебание на одном зубе Аа характеризует отклонения профиля б. Таким образом, при этом методе измерения кинематическая погрешность оценивается через предельные колебания измерительного межцентрового расстояния зацепления.

Принцип работы межцентромера заключается в том, что проверяемое колесо приводят в контакт с измерительным колесом. Измерительные колеса должны быть на 2-3 степени точности выше, чем колесо, которое подвергают контролю. Плотное беззазорное сопряжение обеспечивается пружиной. В процессе взаимной обкатки колес погрешности проверяемого колеса вызывают колебания измерительного межцентрового расстояния (Да). Эти колебания фиксируются индикатором или самописцем.