Средства измерения зубчатых колес

Ниже при рассмотрении тех или иных средств измерения делается попытка в первом приближении обосновать и элементы контроля с учетом точностной характеристики зубчатых колес, применяемых в сельскохозяйственных машинах и тракторах.

Наиболее распространены зубчатые передачи с профилем зуба, очерченным по эвольвенте. В связи с этим дальнейшее изложение будет относиться только к эвольвентным среднемодульным цилиндрическим зацеплениям.

Для нормальной работы зубчатого зацепления необходимо, чтобы были геометрически взаимоувязаны многочисленные точностные параметры. Параметры эвольвентного зацепления подробно рассматриваются в курсе Теория механизмов и машин с позиции идеально действующего механизма. Практически же при сочетании этих колес возникают многочисленные погрешности на каждом элементе как в процессе изготовления, так и при монтаже.

Для нормальной работы зубчатой пары необходимо обеспечить одновременную взаимоувязку по 22 геометрическим элементам; 15 элементов относятся к точностиизготовления шестерни, а остальные – к точности сопряжения. Все погрешности этих элементов разбиты на четыре основные группы. Элементы зубчатых зацеплений для колес, применяемых в сельскохозяйственном и тракторном машиностроении (от 7 до 11 степени точности).

К первой группе относятся погрешности элементов, которые обеспечивают кинематическую точность зубчатого колеса.

Элементы контроля и их выбор

Ко второй группе относятся погрешности элементов, которые обеспечивают плавность работы зубчатого колеса.

К третьей группе относятся погрешности элементов, которые обеспечивают контакт зубьев в передаче.

Четвертую группу составляют погрешности, связанные с обеспечением бокового зазора. Эти погрешности относятся к сопряжению двух колес.

Допуски всех элементов регламентированы 12 степенями точности, причем точность уменьшается в порядке возрастания степени. Элементы четырех групп можно комбинировать и назначать по разным степеням точности. Например, для передач силового назначения степень точности элементов, обеспечивающих контакт зубьев, должна быть выше, чем степень точности элементов, обеспечивающих кинематическую точность. Наоборот, для передач, где требуются согласованные движения ведущего и ведомого колес, выше должна быть степень точности элементов, обеспечивающих кинематическую точность. Допуски на боковой зазор выбирают независимо от степени точности колес. Посадка на зубчатое зацепление может быть условно записана так:

Ст. 8-7-7Ш ГОСТ 1643-56. Это значит, что в принятой передаче нормы для кинематической точности принимают по 8 степени, для плавности – по 7 степени, для контакта – также по 7 степени, а боковой зазор обеспечивается широкоходовой посадкой. Без комбинирования в степенях точности посадку для зубчатого зацепления записывают так: Ст. 7-Х ГОСТ 1643-56. В этом случае нормы для всех групп принимают по 7 степени точности.