Профильные предельные калибры

При дефектовке детали сортируют на группы в соответствии с установленными ремонтными размерами или на группы деталей, годных к сборке без ремонта, и группы деталей, уходящих в брак. В процессе эксплуатации детали сопряжений непрерывно изнашиваются. При определенном критическом значении износа деталей или определенном критическом зазоре в сопряжении дальнейшая эксплуатация машины может привести к аварии или резкому нарушению режима ее работы. Такие критические значения износов или зазоров называются предельными. Детали с предельными износами и сопряжения с предельными зазорами или выбраковываются, или, если это целесообразно, восстанавливаются до необходимых размеров. Но в процессе дефектовки будут выявлены и такие детали, которые после частичного износа могут быть использованы в сборке без предварительного их восстановления. Сборка сопряжений из таких деталей может быть оправдана только в том случае, если гарантируется, что сопряжение проработает в течение еще одного межремонтного срока. Размеры таких деталей, так же как и зазоры таких сопряжений, в отличие от предельных называются допустимыми без ремонта.

Показаны возможные исходные фисх), допустимые и предельные размеры отверстия и вала, а также исходные (5ИСх), допустимые и предельные (Snp ) зазоры в сопряжении. Значения предельных и допустимых износов и зазоров определяются по результатам лабораторно-стендовых исследований и статистической обработке данных массовых измерений. Следовательно, в процессе дефектовки должны быть использованы такие калибры, с помощью которых можно было бы не только рассортировать изношенные детали по ремонтным размерам, но и выделить детали, годные без ремонта.

Если в технических условиях на дефектовку деталей сопряжения предусмотрены промежуточные размеры, допускающие их сопряжения с новыми парными деталями, то калибр в этом случае должен быть двухпредельным. Тогда размер проходного калибра соответствует размеру детали, допускаемому при сопряжении ее с изношенной парной деталью, а размер непроходного калибра соответствует размеру детали, допускаемому при сопряжении ее с новой парной деталью. Как видно из схемы, если вал проходит между губками скобы размером, но не проходит через размер, то он должен сопрягаться с изношенным отверстием, имеющим размер. Если же вал проходит между губками скобы размером DC(HE) , то такой вал должен сопрягаться с новым отверстием, размер которого равен. Как в первом, так и во втором случаях, зазор в сопряжении будет равен SROa. Если деталь может быть нескольких ремонтных размеров, то на каждый из них желательно иметь или один однопредельный калибр, или, если детали будут сопрягаться с новыми парными деталями такого же ремонтного размера, – один двухпредельный калибр. Если деталь имеет небольшие размеры, можно применить многопозиционную скобу. По аналогии с двухпредельной скобой у нее проходной размер позволяет установить размерную группу (ремонтный размер), а непроходной – пригодность деталей к дальнейшей работе.

Как указывалось выше, допустимые погрешности измерения при определении значения DRon и при сортировке деталей на ремонтные размеры должны быть такими же, какие были установлены при изготовлении деталей номинального исходного размера.

Только в этом случае можно говорить о правильности сортировки деталей по группам и только в этом случае будет гарантирована необходимая степень подвижности в сопряжении и обеспечен установленный межремонтный срок службы. Это значит, что допуски на изготовление и на износ дефектовочных калибров должны быть такими же, как и у производственных двухпредельных калибров. Расположение же полей допусков у проходных дефектовочных калибров должно быть несколько иным, чем у производственных калибров. У непроходных дефектовочных калибров, изготовляемых под размер или под размер Dn (НЕ) , поле допуска на изготовление калибра бк(НЕ) располагается так же, как и у производственных калибров, т. е. симметрично относительно номинального размера. У проходных же производственных калибров, предназначенных для контроля изделий в процессе их изготовления, положение полей допусков на изготовление бк-(ПР) и на износ к будет при –

В процессе работы сопряжения детали, как правило, изнашиваются неравномерно. Как допустимые, так и ремонтные размеры дефектуемых деталей устанавливаются по месту наибольшего износа. Выявить наибольший износ вала с помощью скобы при известном навыке нетрудно, но с помощью пробки при контроле овального отверстия найти размер наибольшего износа (большая ось эллипса) сложнее, так как пробка будет проходить в отверстие только в том случае, когда ее диаметр будет не больше меньшей оси эллипса. Чтобы установить наибольший износ, для дефектовки отверстия изготовляют не цилиндрическую пробку (калибр), а неполную пробку (вырезку из цилиндра) . Иногда ее изготовляют из листовой стали или в виде штихмаса.