Производство опытов и первичная обработка экспериментальных данных

Для повышения точности измерений средняя скорость во всех опытах измерялась двумя приборами, установленными в двух взаимно-перпендикулярных направлениях. За действительное принималось значение скорости, полученное как среднее арифметическое из двух измеренных ее значений.

С целью проверки результатов, полученных путем измерения средней скорости в одной точке, а также при измерении малых и больших скоростей, когда одноточечный способ не обеспечивает достаточной точности, измерение средних скоростей производилось также стандартным многоточечным способом. Для этого сечение трубопровода разбивалось на несколько участков – колец с равными площадями, которые в свою очередь делились на равные площади концентрическими – окружностями. Число этих колец принималось равным а = 5. В точках, получающихся пересечением двух перпендикулярных диаметров с концентрическими окружностями (таких точек было четыре), измерялись местные скорости. Расстояние от этих точек до центра определялось уравнением

Плотность и кинематический коэффициент вязкости воздуха определялись по графикам Прандтля в зависимости от температуры и давления воздуха.

Как уже отмечалось, опытные участки стальных труб выполнялись из нескольких отдельных труб, которые соединялись между собой газосваркой. Расстояние между исследуемыми стыками выбиралось так, чтобы исключалось их взаимное влияние; вместе с тем на измерительном участке необходимо было расположить достаточное число стыков, чтобы с большой точностью уловить влияние стыков на сопротивления. Поэтому в ряде случаев приходилось принимать длину измерительных участков больше длины одной трубы, ввиду чего измерительные участки включали и соединительные стыки между трубами. Эти стыки необходимо было особенно тщательно выполнять, так как в противном случае, в результате исследований, вносились бы искажения, вызванные стыками.