Экспериментальные установки

Для изучения влияния различных типов сварных стыков на общее сопротивление трубопровода были проведены специальные опыты. По окончании испытания труб без стыков трубы разрезались и с концов отрезков снималась фаска. Затем трубы сваривались тем или иным методом сварки. При выполнении стыков контактной сварки одновременно специальной машиной производилось снятие грата. Внутренняя поверхность этих труб имела весьма гладкий характер и была обильно смазана маслом.

Перед испытанием они промывались растворителем и тщательно протирались тряпками. Трубы диаметром 350 мм имели небольшую шероховатость, образованную недостаточно чистой протяжкой (имелись задиры вдоль трубы) и пленкой окиси алюминия.

Испытуемые участки состояли всегда из цельной трубы (стыков на участке не имелось). Входной и выходной участки выполнялись из тех же алюминиевых труб, что и измерительный участок. Испытание алюминиевых труб диаметром 18,45 и 26 мм производилось на гидравлической установке, а диаметром 109,8 и 350 мм – на аэродинамической установке. Результаты опытов сведены в таблицу.

Схема гидравлической установки для испытания трубопроводов

Гидравлическая установка использовалась для исследования труб малых диаметров.

Эта установка состояла из испытуемого участка труб и мерного бака, размещавшихся в подвале, и напорного бака, находившегося на чердаке семиэтажного здания. В напорный бак вода подавалась из водопровода при помощи насосов подкачки, и затем по стояку диаметром поступала к испытуемому участку труб. Для обеспечения постоянства напора напорный бак имел перелив, через который сливали излишки поступающей в него воды. Прошедшая установку вода через центральную трубу мерного бака сбрасывалась в канализацию. Регулирование расхода осуществлялось задвижкой, установленной перед испытуемым участком и расположенным после него пробковым краном. Для контроля работы установки служил манометр. Соединение алюминиевых труб между собой, а также с остальными трубами выполнялось отрезками шлангов.