Растворенный в жидкости газ

Отказы гидросистем часто объясняются присутствием в жидкости растворенного газа. Особенно интенсивно происходит процесс поглощения и выделения воздуха при значительном изменении температуры в тупиковых гидросистемах или в системах с одной линией нагнетания, например в простых гидравлических тормозах. И в этом случае опыт проектирования гидросистем, предназначенных для работы в обычном температурном диапазоне, может оказаться неприемлемым для высокотемпературных гидравлических систем современных скоростных самолетов. Например, установленная недавно на высокоскоростном самолете обычная тормозная система постоянно выходила из строя при выпуске. Причиной оказалось в буквальном смысле слова «закипание» воздуха в тормозной жидкости вследствие аэродинамического нагрева шасси при больших скоростях полета. Перед посадкой самолета трубопроводы тормозной системы и цилиндры выпуска шасси были заполнены пеной и воздухом, давление которых превышало рабочее давление основного цилиндра выпуска шасси. Для непрерывного выделения растворенного воздуха из наиболее ответственных гидравлических магистралей в таких системах часто предусматривают небольшую циркуляцию жидкости.

Термодинамические свойства рабочих жидкостей имеют важнейшее значение при проектировании гидравлических систем управления. Поэтому настоящая глава была бы неполной без краткого рассмотрения значения этих свойств для проектирования гидравлических систем. Большинство применяющихся в настоящее время гидравлических механизмов и систем управления имеет крайне низкий термический к. п. д. В результате значительная часть вырабатываемой насосом энергии бесполезно теряется в системе, чаще всего в результате дросселирования жидкости в предохранительных клапанах или гидроусилителях, а также в виде внутренних утечек в насосе, золотниках и исполнительных механизмах. Другая часть энергии теряется на трение жидкости в высокооборотных гидромашинах вращательного действия, сухое (кулоновское) трение в исполнительных механизмах, уплотнениях и демпферах. Часть энергии расходуется на потери давления в линии при прохождении жидкости через фитинги, трубопроводы, фильтры и холодильники. Вся энергия, которая не преобразуется в выходную мощность исполнительного механизма, превращается в тепловую энергию и повышает температуру рабочей жидкости.