Смазывающая способность

Смазывающая способность жидкости при работе с различными металлами трущихся пар оценивается многими способами; однако все они мало достоверны и трудносопоставимы, так как проводятся по различной методике и на машинах трения различного типа. Некоторые из этих испытаний проводятся на типовых агрегатах в условиях, близких к реальным, например испытания подшипников, шестерен и золотников. Сходимость результатов этих испытаний была в лучшем случае единичной и имела в основном качественный характер. Для определения величины трения и износа при проектировании систем управления обычно необходимо проводить испытания агрегатов реальной конфигурации или по крайней мере геометрически подобных узлов.

Принцип действия различных установок для испытания смазывающих свойств масел

Смазочные свойства определяются по диаметру пятна износа или по изменению веса исследуемого образца в зависимости от нагрузки и времени испытания. Установление сходимости между показателем износа на машине трения и данными, полученными при конкретном применении, позволит получить много полезных сведений при незначительных затратах. Однако до сих пор на это уходило много времени, а результаты были малоэффективными.

Вспенивание происходит в гидравлических системах, где возникает контакт газа с жидкостью. Вспенивание возникает из-за попадания в жидкость пузырьков воздуха при сильном перемешивании потока, например при заливке масла в гидробак, когда струя механически захватывает воздух, или при работе шестеренчатого насоса в неполностью залитом корпусе. Пена образуется также при выделении растворенного воздуха из жидкости (см. раздел о растворимости газа).

Образование пены зависит от вязкости и поверхностного натяжения. Вспениваемость жидкости определяется пропусканием небольших пузырьков воздуха через стандартную пористую мембрану и измерением объема пены через 5 мин. Измеряются также скорость уменьшения слоя пены и ее объем через 10 мин.