Высокие температуры

Высокие температуры часто являются результатом больших скоростей полета, когда весовые ограничения не позволяют применять охлаждающие устройства. В то же время требования материально-технического снабжения заставляют хранить такие системы при температуре -56° С и даже ниже и исключают применение обогрева или продолжительного прогрева оборудования. Быстро развивающаяся технология высокотемпературных жидкостей почти не позволяет нарисовать полную картину их современного состояния. Обычно они разделяются на несколько категорий по химическому составу и температурному диапазону, причем часто обе категории совпадают. Как уже отмечалось, углеводороды, применяемые до -54° С, ограничены верхним температурным пределом 135-150° С. Их необходимо тщательно изолировать от кислорода воздуха как по соображениям безопасности, так и из-за ограниченной стойкости к окислению при температурах выше 71°С.

Группа жидкостей, обычно называемых диэфирами (основа жидкости ди-2-этилгексилсебацинат), почти полностью вытеснила углеводороды в качестве смазочных материалов для реактивных двигателей (технические условия США MIL-L-7808). Они также нашли ограниченное применение как рабочие жидкости гидросистем в диапазоне температур от -40 до +205° С. В этом температурном диапазоне диэфиры являются превосходными рабочими жидкостями благодаря присущим им низкой вспениваемости, хорошей смазывающей способности и высокой устойчивости к механической деструкции. Изменение вязкости с температурой происходит быстрее, чем у других жидкостей, что делает их очень вязкими при низких температурах. Для создания требуемой смазывающей способности, вспениваемости и хороших вязкостных характеристик применяются многочисленные присадки. Термостойкость и сопротивление окислению диэфиров обычно сохраняются до 205° С. Выше 260°С термостойкость и сопротивление окислению ухудшаются главным образом из-за присадок. Даже в закрытой системе без доступа воздуха при температуре около 290° С в жидкости образуется себациновая кислота (нерастворимое соединение), а кислотное число после 4-8 час эксплуатации может превысить установленную норму 1 г КОН на 100 а жидкости.