Кто такие прибористы

Единство  измерений

В машиностроении наряду с точностью ярко проявляется еще одно важное требование к современным измерениям — их так называемое единство. Оно предполагает обязательное применение одних и тех же единиц для измерения однородных деталей, а также снабжение измерительных средств аттестатами, в которых указывается, какую им разрешается допустить погрешность. Незнание этого правила или пренебрежение им не раз приводило к серьезным неприятностям, заканчивавшимся иногда трагически. Так, во времена Петра I необходимость единства измерений государевы оружейники прочувствовали буквально на своей шкуре. В результате того, что размеры измерительных линеек отличались один от другого на две десятые миллиметра, изготовленные снаряды одного и того же калибра то свободно двигались в стволе и при выстреле не долетали до цели, то, напротив, заклинивались в магазинной части орудия и разрывали ствол. Отличаясь крутым нравом, царь достойно «награждал» своих оружейников как за то, так и за другое.

Несоблюдение единства измерений приводит к потере времени и труда многих работников. В 30-е годы на одном из наших заводов решили организовать выпуск машины по иностранным чертежам, размеры на которых были проставлены в дюймах. Однако при пересчете дюймов в миллиметры допустили «небольшую» неточность — округлили десятитысячные доли дюйма до тысячных. Когда изготовили детали, то испытали чувства, вероятно знакомые петровским оружейникам: шкивы не надевались на валы, подшипники выскакивали из своих гнезд, гайки вхолостую прокручивались на болтах, не создавая нужного зажима, а зубчатые колеса вместо плавного, бесшумного вращения издавали жалобные стоны, «выплевывая» сломанные зубья. Дело удалось поправить лишь после того, когда обнаружили и исправили допущенные ошибки.

Кто такие прибористы

Каждый год машиностроителям приходится выполнять миллионы измерений. Для этого необходим огромный арсенал приборов или, как их называют, измерительных средств. Они имеют разнообразный вид и назначение: от простейших измерительных инструментов, таких, как штангенциркуль, до электронных контрольных автоматов и лазерных измерительных машин. Весь этот арсенал нуждается в тщательном надзоре, уходе, регулировке, ремонте, что по специальной терминологии называется техническим обслуживанием. При посещении одного из заводов авторы обратили внимание на красочный плакат, висевший на участке технического контроля. На плакате, видимо, словами самодеятельного поэта была выражена мудрость, постигнутая рабочими за годы близкого общения со своими механическими помощниками: «Приборы любят смазку, внимание и ласку». Людей, причастных к обслуживанию измерительных средств, называют прибористами.

Слово «приборист» вошло в русскую речь сравнительно недавно — в сороковых годах нашего века. Изначально оно появилось в авиации, где к этому времени кабины пилотов стали оборудовать таким количеством измерительных и навигационных приборов, что наряду с традиционными механиками и мотористами в аэродромной службе пришлось создать специальные бригады, занимающиеся обслуживанием приборов. Этих людей летчики и окрестили прибористами. Из авиации слово перешло в другие отрасли, в том числе и машиностроительные, проникло в прессу и литературу.

Хотя слово «приборист» и объединяет всех людей, обслуживающих измерительные средства, однако их занятия часто рознятся в зависимости от того, приборы какого назначения и какой точности они обслуживают. Да и называют их по-разному: наладчики, юстировщики, поверители, слесари… Частные значения слова «приборист», отражающие различные стороны соответствующей специальности, широко распространены в заводской практике, хотя и не все из них можно найти в современных квалификационных справочниках. Так в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих» профессии прибористов-машиностроителей объединены в две: наладчика сортировочных автоматов и слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Различия же в специфике и сложности обслуживаемых измерительных средств учитываются разрядами прибористов.