Измерение погрешностей положения

Как правило, у деталей новой машины характер износа и темп его нарастания по времени заранее неизвестны. Поэтому, чтобы установить реальную форму изношенной детали, необходимо измерить ее в нескольких сечениях, расположенных в плоскости, перпендикулярной к оси, и в двух взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б, расположенных в плоскостях оси. Такой метод назначения плоскостей измерения позволяет не только выявить характер износа, но и установить изменение параметров формы детали, являющихся ведущими в оценке качества сопряжения. К таким параметрам прежде всего относятся эллипсность и конусность деталей. Если мы сопоставим результаты измерения в сечении а-а, произведенные во взаимно перпендикулярных

Плоскостях А-А и Б-Б, то получим эллипсность в этом сечении. Если же мы сопоставим результаты измерения в сечениях а-а и д-д, замеренные раздельно в плоскостях А-А и Б-Б, то получим конусность как в плоскости А-А, так и в плоскости Б-Б.

Расстояния между поперечными сечениями можно устанавливать произвольно, но чем чаще, тем лучше. Иногда эти расстояния обосновывают с учетом сил, действующих на отдельные участки измеряемой детали.

Например, в сопряжении втулки верхней головки шатуна с поршневым пальцем вследствие качания шатуна в плоскости продольной оси блока цилиндров силы трения, действующие по краям втулки, будут больше, чем в средней ее части. Поэтому для выявления характера износа втулки необходимо измерять ее, как минимум, в трех сечениях: а-а, б-б и в-в. По характеру действующих сил можно ожидать, что износ в сечениях а-а и в-в будет больше, чем в сечении б-б.