Опытные кривые

Таким образом, стальные трубы различного сортамента и различной технологии имеют практически одинаковый закон сопротивления.

Обобщенные формулы вполне удовлетворительно описывают сопротивление стальных трубопроводов всех испытанных диаметров, несмотря на разнообразие методов их изготовления и испытания. Небольшие отклонения данных некоторых опытных серий от теоретических кривых, как правило, не больше разброса опытных точек в пределах X одной серии и дают малую погрешность в определении даже при весьма значительных колебаниях чисел Рейнольдса. Более значительные отклонения, наблюдавшиеся в отдельных случаях, находят объяснение в отличии действительных условий движения в рассматриваемых трубах от расчетной схемы, положенной в основу при выводе формул (наличие местных сопротивлений, плохо выполненных стыков, неправильностей сборки и др.).

Полученные с помощью полуэмпирической теории турбулентности обобщенные формулы можно рекомендовать для гидравлического расчета стальных трубопроводов во всей области турбулентного движения.

Эквивалентная шероховатость стальных труб, не бывших в эксплуатации, изменяется в пределах от 0,02 до 0,2 мм, в зависимости от технологии изготовления труб, срока их хранения и т. д.

Трубы из алюминиевых сплавов (в дальнейшем называемые просто алюминиевыми трубами) имеют ряд преимуществ по сравнению со стальными. Они почти в три раза легче и значительно более устойчивы против коррозии. Применение алюминиевых труб в практике строительства вызывает необходимость изучения их гидравлических характеристик.

На этих же графиках нанесены кривые, построенные по формулам, для гидравлически гладких труб. Из графиков видно, что кривые сопротивления для всех исследованных труб близки к линии гидравлически гладкого трения, причем при числах Рейнольдса 100 000 опытные данные лучше согласуются с формулой, а при 100 000 — с формулой.

При более внимательном изучении этих графиков можно, однако, прийти к выводу, что для некоторых исследованных труб, при наибольших достигнутых в опытах числах Рейнольдса, опытные точки начинают отклоняться от кривых гидравлически гладкого трения.

См. также:  Край линейки