Вспомогательная арматура

Вспомогательная арматура


Монтажные схемы манометрических приборов должны преду­сматривать отключения измерителей без останова технологическо­го процесса. Кроме того, нередко возникают проблемы включения контрольного прибора, проверки показаний измерителя на «нуле», т.е. при сообщении внутренней полости чувствительного элемента манометра с атмосферой, продувки импульсной линии или сифон­ной трубки. В связи с этим на линии отбора пробы непосредствен­но перед измерительным прибором устанавливают трехходовые краны, игольчатые клапаны, блоки клапанов (вентильные блоки) или специальные устройства. Конструкция этих систем, а также место их установки на импульсной линии выбираются в зависимо­сти от особенностей технологического процесса, параметров и свойств измеряемой среды.


Манометрические приборы, устанавливаемые на значительном расстоянии от точки измерения среды, должны оснащаться запор­ными клапанами, которые монтируются непосредственно у отбор­ного устройства. Их монтаж необходимо проводить в соответст­вии со стрелкой на корпусе клапана, которая указывает направле­ние движения потока. Это обеспечит подачу среды под шток кла­пана и исключит дополнительное давление на сальник устройства. Для данных целей применяются клапаны и другие запорные уст­ройства, используемые в качестве трубопроводной арматуры при этих давлениях.


При малых давлениях (до 1,6 МПа) перед измерительным при­бором устанавливаются трехходовые краны различных конструк­ций. На рисунке а, б показаны краны, нашедшие наиболее широкое применение в промышленности. Их основными видами являются краны без фланца (а), с фланцем (б), с присоединительным штуцером (в). Краны без фланца (а) применяются в тех случаях, когда нет необходимости контролировать показания технического манометра, а нужно пре­дусмотреть только возможность его отключения при замене или техническом обслуживании.

Вспомогательная арматура

В кранах без фланца пробка должна устанавливаться таким об­разом, чтобы перекрывалось соединение маномегра с измеряемой средой, а внутренняя полость прибора через трехходовой кран со­общалась с атмосферой. В данном случае обязательны слив жидкой фазы или стравливание газовой среды перед снятием маномет­ра в целях исключения хаотично направленного выброса среды на­ружу и возможности нанесение травм оператору при работе с из­мерительным средством.

Кран с фланцем (в) состоит из корпуса  со сквозным отверстием 2, установленной в нем пробки 3 с Т-образным прохо­дом 4 и фланца 5 со сбросным отверстием б. Пробка в наружной части имеет «фаски» для ее поворота ключом в одно из рабочих положений крана или специальную ручку, как это видно на рис. а, б. На наружной части этой пробки также на­несено направление Т-образного прохода.

Технический манометр устанавливается в посадочное гнездо верхней части крана. Среда измеряемого давления поступает сни­зу. В состоянии функционирования технического манометра (г) сквозное отверстие корпуса совпадает с продольной осью Т-образного прохода пробки. Причем ответвление прохода повернуто в сторону глухой стенки корпуса. Таким образом, среда измеряемого давления от технологической линии поступает через сквозное отверстие и Т-образный проход внутрь измерительной полости технического манометра.


Если необходимо снять технический манометр в целях его за­мены, текущего контроля в лаборатории или ремонта, то пробку поворачивают в положение // (рис). В этом случае пере­крывается подвод измеряемой среды, а рабочая полость чувстви­тельного элемента манометра соединяется с атмосферой. Необхо­димо тщательно ревизировать схему монтажа кранов и предусмат­ривать, чтобы сброс остатков измеряемой среды из полости чувст­вительного элемента технического манометра при его отключении происходил в зону, свободную от нахождения персонала.


При необходимости проведения контроля показаний техниче­ского прибора путем подключения контрольного манометра проб­ку устанавливают так (рис), что сквозное отверстие кор­пуса совпадает с продольной осью ее Т-образного прохода, а ответвление прохода образует единый канал со сбросным отвер­стием фланца.


Аналогично функционирует трехходовой кран с присоедини­тельным штуцером ( в).


При высоких давлениях перед манометром устанавливают за­порные устройства, традиционно называемые игольчатыми клапа­нами. Типовая конструкция игольчатого клапана, применяемого для этих целей, изготавливается литой из латуни (как правило, для давлений до 10 МПа) и стали (до 16 МПа) (рис.  а). В корпусе / на линии прохода рабочей среды установлен шток 2, называе­мый часто иглой. Герметичность устройства обеспечивается с по­мощью накидной гайки 3 и уплотнительного сальника 4. Диаметр проходного отверстия в корпусе обычно невелик и составляет 4— 5 мм. Конструкция такого устройства достаточно проста, но обес­печивает герметичность при давлениях 16 МПа и выше.


Установка одного, широко используемого, игольчатого клапана (а) не разрешает проблем с продувкой соединительных линий, проверкой «нуля» прибора, слива среды из внутренней по­лости при замене прибора. Для этого рекомендуется устанавливать блок клапанов  либо игольчатый клапан со сливом со сбросным болтом (рис. б и в). Сбросной болт 5 имеет заостренный наконечник (в корпусе клапана под его посадку изго­тавливается гнездо). При закрытии клапана — вворачивании што­ка до упора в посадочное гнездо — и перекрытии подачи измеряе­мой среды к манометрическому прибору (перед его снятием) вы­ворачивается сбросной болт и сливается среда, оставшаяся во внутренней полости измерителя. Таким образом обеспечивает­ся безопасность работ, заключающаяся в недопустимости попада­ния остатков измеряемой среды на оператора, занимающегося об­служиванием устройства.

Игольчатый клапан


При более высоких давлениях применяется такой же игольча­тый клапан (см. рис.  д), только в более прочном кованном из металла корпусе.

До настоящего времени в промышленности очень редко ис­пользовались системы контрольных манометров при средних и высоких давлениях. Это объясняется как известно автору, отсутст­вием устройств, обеспечивающих необходимое подсоединение. С появлением игольчатых клапанов с присоединительным штуцером (см. рис. г, е) эта проблема может быть решена. При этом подсоединение контрольного манометра к присоединительному штуцеру производится с помощью резьбовой втулки.

Для подключения дифференциальных манометров и измеритель­ных преобразователей разности давлений применяют схему из не­скольких игольчатых клапанов. Она достаточно тру­доемка, и для ее упрощения (как при изготовлении, так и при уста­новке) некоторые компании предлагают для подключения измери­тельного прибора применять блок игольчатых клапанов.


Подвод измеряемых сред «плюсового» и «минусового» давле­ний осуществляется через резьбовые вводы  размещенные в корпусе блока. Измеряемая среда через них поступает в рабо­чий канал 4, который в закрытом состоянии разделяется уравни­тельным клапаном 5 на две автономные линии. Это не позволяет контактировать средам «плюсового» и «минусового» давлений. Среда «плюсового» давления при открытом клапане подвода по­ступает на выход.


При замене манометрических приборов без отключения техно­логических линий (при отсутствии трехходовых кранов) может применяться запорный клапан, выполненный в виде переходника.

В корпусе переходника установлен шток с пружиной. В пазу на конце штока размещен резиновый сальник. При отсутст­вии манометра пружина воздействует на шток и прижимает рези­новый сальник к посадочному гнезду корпуса. При вворачивании в корпус переходника манометра его держатель нажимает на шток и «топит» его в посадочном гнезде. Между резиновым сальником и корпусом появляется зазор, обеспечивающий доступ измеряемой среды к внутренней полости чувствительного элемента прибора.

 

См. также:  Отличительные цвета трубопроводной арматуры